|
Далекий таежный поселок Монгохто обязан своему рождению организационным мероприятиям командования ВС СССР по укреплению дальневосточных рубежей нашей Родины. | |
В начале 50-х годов, согласно приказу командующего Краснознаменным Тихоокеанским Флотом было принято решение о строительстве в глухой тайге крупнейшей на Дальнем Востоке военно-воздушной базы Тихоокеанского Флота. Будущему военному гарнизону, а вернее военному аэродрому дали название "Каменный Ручей", а поселку - название "Монгохто". | |
По-орочски "Мо" - лес, дрова. Бурная река Тумнин в период разлива, весеннего половодья и после обильных дождей несет на своих волнах деревья и бревна. Плавник выносится в тихий лиман, а встречный морской ветер прибивает его к правому берегу реки. Таким образом, здесь постоянно скапливался лес, образуя плавни, которые по-орочски называются "монгохто", с ударением на последней гласной. Вблизи этого места была построена железнодорожная станция, которая и получила название - Монгохто, а будущий поселок принял эстафету названий и также получил одноименное название - Монгохто. | |
Точкой отсчета гарнизона Каменный Ручей считается 1947 год, но,
как и у большинства сел и поселков района, о какой-то конкретной и
точной дате речь не идет. Прошло столько времени и день
основания трудно установить с полной определенностью,
поэтому решили Днем Монгохто считать
1 декабря 1947 года. Наиболее старый документ, — относящийся к тому далекому времени, который удалось отыскать, приказ главкома ВМФ об утверждении штатов Дома офицеров,
которого тогда еще не существовало, но он уже планировался. Строительство гарнизона началось в 50 году. Первыми людьми здесь были, по-видимому, заключенные и японские военнопленные, работавшие на строительстве, потом уже военные присоединились, начали валить лес и прокладывать дорогу. Одновременно строился и аэродром для базирования боевых самолетов. Кругом была непроходимая тайга: ни асфальтовых, ни грунтовых дорог не было. От ж/д станции Монгохто тянулась узкая лесная тропинка, которая вела в военный гарнизон. Эта тропинка существует и по сей день. В народе её называют "Тропой энтузиастов", и ходят по ней на плавни Тумнина за ягодами. В 1953-1954 годах перебазировали сюда летные части дальней авиации, боевые машины; к тому времени уже возвели аэродром и первые деревянные дома, часть из них до сих пор сохранилась на въезде в Монгохто — в них тогда селили комсостав, техников. Матросы, корчевавшие лес, жили в палатках. |
|
В поселке первыми были
построены 6 деревянных домов. В их числе
была школа. Это было одноэтажное
деревянное здание.
До 1955 года в поселке
не было ни одного каменного здания.
Население поселка испытывало большие
бытовые трудности: не было водопровода,
электричества. Воду возили на машине из
реки Тумнин. Электричество
вырабатывалось при помощи маленьких
примитивных передвижных электростанций,
которые работали до 12 часов ночи.
Магазинов в поселке не было. За
продуктами ходили пешком по "Тропе
энтузиастов"на
железнодорожную станцию, которая
располагалась в 5 км. от поселка. Назначение поселка было военное, он создавался как военный гарнизон, имеющий своей задачей защиту дальневосточных рубежей Советского Союза, поэтому объектом был очень важным. Год за годом шло бурное строительство: в конце 50-х были возведены двух-трехэтажные дома, потом начали строить пятиэтажки (последнюю завершили в начале 90-х, а один дом заложили и средств достроить уже не хватило). |
|
Все действия были подчинены одной цели: созданию благоприятной обстановки для выполнения гарнизоном Каменный ручей важных стратегических задач. Проще говоря, первым делом — самолеты, все остальное подождет. Поднимались в небо ракетоносцы, проходили крупномасштабные учения, гарнизон жил активно, в полную силу, жизнь кипела. С ностальгией вспоминают старые летчики счастливые 80-е — годы расцвета гарнизона, когда и работали, и отдыхали на славу.
Тогда здесь было три полка, с одной стороны, ужасная перенаселенность, с другой — это была самая крупная военно-воздушная база на Дальнем Востоке. Численность населения за 90-е и начало 2000-х снизилась вполовину: в лучшие времена в поселке насчитывалось восемь с половиной тысяч жителей, сейчас по крайней переписи населения насчитали — 4200. |
Зовут меня Подварчан Татьяна Вячеславовна (девичья фамилия Пахомова).Родилась я 6 мая 1963 в Монгохто. Там же пошла в школу в 1970 году, а 22 февраля 1974 года я вместе с родителями уехала в Крым (Гвардейское). До сих пор помню всех своих одноклассников: Иванову Н., Бессонова С., Глушакову Лену (у нее день рождения со мной в один день), Ермоленко, Лазареву, Стражникова, Сычукову, Пысину, Цыро, Минина, Гампанцурова, Такмакова и др. Классным руководителем была Власова Анна Ивановна. С Лузяниной Таней, Плотниковой Наташей, Григорьевой Ирой поддерживаем отношения, т.к. живем в Крыму. Очень часто сниться Монгохто: каток, ул. 40 лет Октября, Театральная. Мы жили на ул. Театральная 13 кв.3 (возле Дома офицеров). Почему-то вспоминаются пекарня, хлеб по талонам, парад, вертолет, летающий во время праздников и разбрасывающий листовки. Где-то в 1969 году на день ПИОНЕРИИ по гарнизону ездил автобус и бесплатно катал детей. Нигде, кроме как в Монгохто, я не видела таких больших пионерских костров!!! С радостью вспоминаю школьную библиотеку и Захарову Лидию Васильевну. Еще у нас была балетная студия, которой руководила Шушпанова. Я тоже туда ходила, но особым талантом не отличалась. Но помню танцы, которые были в нашем репертуаре. Есть много фотографий: школьных, дворовых, балетных. Помню шикарную горку за школой, с удовольствием катались. А тайга?! Как ее не хватает: подберезовики, белые, подосиновики, морошка, брусника, клюква, кедровые орешки!!!! А рыба какая!!! Икра красная, черная!!! Немерянно! Ложками ели. Мама говорила: "Кушай, Таня, икру, уедем в Крым там такого не будет". Не верила, как это, икры не будет? Пишу, а сама не знаю, кому это письмо адресовано. Интересны ли мои детские воспоминания кому-нибудь? А может, кто-то помнит нашу семью, может кто-то из одноклассников остался там? Хотя прошло уже ровно 30 лет. Родители тоже с удовольствием вспоминают МОНГОХТО. Мама работала в ателье мастером дамского платья, папа - штурман, грибник, охотник, рыболов. Есть старшая сестра Ольга, которая училась там с 1963 по 1973 год. Всем, кто нас помнит привет!!! Мне можно писать на адрес: Flot@ukrcom.sebastopol.ua Для Подварчан Татьяны. |
КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ
Биография 568 отдельного гвардейского смешанного авиаполка началась в годы Второй мировой войны, когда на востоке страны шла подготовка к нанесению удара по милитаристской Японии. В приказе народного комиссара Военно-Морского Флота СССР от 12 декабря 1944 года говорилось: "Сформировать 55-й отдельный пикировочный авиационный полк на базе 3-й эскадрильи скоростных бомбардировщиков 42-го авиаполка в селе Унаши Дальневосточного края. Героя Советского Союза майора Радуса Федора Никифоровича назначить командиром 55-го отдельного пикировочного полка".
Формировать новый авиаполк не случайно доверили 34-летнему боевому летчику, который уже имел почти десятилетний опыт боевых полетов. В 1938 году он был назначен командиром эскадрильи скоростных бомбардировщиков ВВС Балтийского флота. 22 апреля 1940 года главная газета страны "Правда" писала: "Товарищеская взаимопомощь в бою - нерушимый закон воинов страны социализма. Образцом такой взаимопомощи является поступок старшего лейтенанта Радус Ф. Н. Один из самолетов, действующих под его командованием, был подбит противником и совершил посадку на вражеской территории. Пренебрегая опасностью, грозившей ему лично, старший лейтенант Радус Ф. Н. выбрал среди торосистых льдов площадку для посадки. Остальные самолеты в это время находились в воздухе и охраняли от противника экипаж пострадавшей машины и своего командира. Федор Никифорович принял на борт своей машины экипаж подбитого самолета, снял с него вооружение, забрал снаряжение и документы, мастерски взлетел в воздух и привел всю группу на свой аэродром". За проявленную инициативу, мужество и отвагу Радус Ф. Н. был удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания Высших курсов начсостава ВВС ВМФ Федор Никифорович командовал эскадрильей на Черноморском флоте и авиаполком на Северном флоте.
|
ПОДВИГ МОРСКИХ ЛЕТЧИКОВ
С первых дней энергичный и требовательный командир нового 55-го авиаполка вместе с командирами, политработниками делал все, чтобы полк в кратчайшие сроки стал боеготовым. Особое внимание уделялось выработке у каждого экипажа умения вести бои в сложных метеоусловиях на скоростных и весьма строгих по своим летным качествам пикировщиках Пе-2. Когда в августе 1945 года пришло время выполнять боевые задания против милитаристской Японии, авиаполк за 13 дней совершил 181 боевой вылет, в которых принимали участие от 16 до 27 самолетов. Все боевые задания были выполнены точно, без потерь и летных происшествий. Родина высоко оценила ратный подвиг морских летчиков. Верховный Главнокомандующий страны объявил благодарность всему личному составу полка. Командир полка майор Радус Ф. Н. был награжден орденом Красного Знамени. Многие военнослужащие полка были награждены орденом Красной Звезды и медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги".
|
"КАМЕННЫЙ РУЧЕЙ"
В декабре 1948 года 55-й пикировочный полк был переименован в 568 минно-торпедный авиаполк. Совершенствовалась его организация, наращивалась огневая мощь и увеличивался личный состав. 3 сентября 1949 года от имени Президиума Верховного Совета СССР полку вручается боевое Красное Знамя.
В апреле 1953 года авиаполк передислоцируется сначала с аэродрома Отомари (Ю. Сахалин) в поселок Николаевка под Владивосток, а в декабре этого же года-в гарнизон "Каменный ручей".
На новом месте дислокации в полку происходят серьезные изменения. К концу 1953 года 34 экипажа были полностью подготовлены к полетам на самолетах Ил-28 с практическим освоением бомбометания. В течение 1955 - 1956 годов летный и технический состав полка осваивают новое оружие - торпеду РАТ-52. С января 1957 года весь личный состав полка начинает переучиваться на новую материальную часть во всех видах ее боевого применения - самолет Ту-16, а 2 апреля состоялась сдача зачетов по эксплуатации самолета, и 4 апреля командир полка подполковник Калашников П. К. самостоятельно вылетел на самолете Ту-16. Начался этап максимального освоения нового самолета и его вооружения.
|
ВСЁ ВЫШЕ ИВЫШЕ...
5 марта 1959 года командир полка подполковник Юрьев Н. А. и старший летчик 3-й эскадрильи Старое успешно выполнили первые практические пуски авиационных управляемых реактивных снарядов типа "КС" двумя экипажами. В 1960 году за освоение нового вида оружия и достигнутые успехи в боевой и политической подготовке приказом командующего авиацией ВМФ полк награжден переходящим кубком.
В октябре 1961 года впервые на Тихоокеанском флоте экипажем командира полка подполковника Юрьева Н. А. был произведен практический пуск двух изделий " КР" в одном луче с оценкой "отлично", а в декабре 1962 года впервые во всей авиации ВМФ этим же экипажем произведен экспериментальный пуск "КР" с максимальной дальности с отворотом самолета-носителя на 180 градусов.
В 1967 году по итогам боевой подготовки полк завоевал Приз Главкома ВМФ.
В феврале 1974 года экипаж майора Гурьянова впервые в авиации ТОФа произвел практический пуск АКР КСР-2м с Н-800м.
В 1980 году полк переучивается и осваивает новую авиационную технику- Ту-22м2, и 8 сентября 1981 года были произведены практические пуски АКР КСР-24 с данного типа летательного аппарата.
По итогам 1986 года полк объявлен "Отличным" и занял первое место среди летных частей ВВС ТОФа.
31 декабря 1993 года Директивой ГШ ВМФ в целях сохранения боевых традиций 169 ГМАП и памяти о его боевых заслугах прославленному 568 МРАП передается почетное наименование "Гвардейский".
1 июля 1994 года Директивой ГК ВМФ 568 ГМРАП переименован в 568 ОГМРАП.
25 марта 1996 года личный состав полка закончил переучивание на новый тип авиационной техники - самолет Ту-22мЗ, и уже 15 апреля этого года первые девять Ту-22мЗ экипажи полка перегнали труднейшим северным путем на аэродром "Каменный ручей".
1 июня 2002 года в результате реорганизации 568 ОГМРАП, 310 ОПЛАП и 267 ОТЭЧ, 568 ОГМРАП преобразован в 568 отдельный гвардейский смешанный авиационный полк.
Объединение нескольких воинских частей в одно боевое, универсальное подразделение было вызвано, скорее всего, изменившейся военной доктриной России и возникшими трудностями в материально-техническом обеспечении некогда господствовавших над Тихим, Индийским и Северным Ледовитым океанами подразделений морской авиации, состоящих из авиационной дивизии и крупного авиационного полка, расположенных в гарнизонах Майгатка и Монгохто. Решено было, не снижая безопасность российских рубежей, создать из самых лучших машин и необходимых служб, самых опытных и молодых перспективных специалистов единое подразделение с уникальной структурой, целями и задачами.
Командование полка, командиры эскадрилий и служб делали все, чтобы самый ценный боевой и гражданский опыт личного состава, пришедшего в новый полк, стал достоянием всего гарнизона и сыграл роль цементирующей силы нового боевого подразделения. Самые давние и действенные традиции морской авиации всех подразделений бережно сохранялись и соблюдались. Со временем они-то и создали настоящее боевое единство и содружество в новом полку, который не только достойно продолжил славу образовавших его частей, но и преумножил все лучшее, чем славился Монгохтинский гарнизон не только в ТОФе, но и ВМФ России.
|
ОСНОВНОЕ ТАКТИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
Таковым официально считается 3-я противолодочная эскадрилья, созданная на базе 310 противолодочного полка, который был образован 4 августа 1976 года в гарнизоне Хороль Приморского края. В 1979 году полк был перебазирован в гарнизон Монгохто. Командиром полка был подполковник Осипов Н.И.
В 2002 году после сокращения 310 полка начинается новая история 3-й противолодочной авиационной эскадрильи. В ее состав включили ретрансляторы, поисково-спасательный отряд. По объему задач и численности личного состава она стала самым большим подразделением 568 авиаполка. На долю ее экипажей приходится 70% полкового налета времени. Пожалуй, это самая большая в России эскадрилья по численности личного состава и количеству самолетов. Были времена, когда в полеты уходили ежедневно до 10 самолетов.
В этой эскадрилье есть два особых экипажа. Они находятся в полной боевой готовности, чтобы в любое время дня и ночи, в любую погоду вылететь с полным боекомплектом и со специальным спасательным снаряжением и жизнеобеспечением на поиск, обнаружение и уничтожение подводной лодки противника или оказать помощь терпящим бедствие военным и гражданским судам. За спасение утопающих опытнейший командир корабля подполковник Молчанов В. А. имеет правительственную награду. Важная задача эскадрильи - оказание помощи в случае аварийной посадки космического корабля в акватории Тихого океана.
|
БОЕВОЕ ЕДИНСТВО
О дивизиях, полках, эскадрильях, стоявших у истоков полка, написано довольно много, за десятилетия их ратного подвига названы имена сотен самых достойных командиров, летчиков, штурманов, инженеров и техников, стрелков. В книге генерал-майора Секварова "Крылатые моряки" список настоящих асов ракетоносной авиации гарнизона Монгохто представлен так: "Они были героями военно-воздушных сил флота и авиации ВМФ: Радус Ф. Н., Павловский А. И., Трушкин В. Ф., Туганов А. С., Иванов В. Н., Ручков Е. П., Сюткин Г. А., Коваленко П. Ф., Морозов Н. И., Сретенский В. С., Лацис Ю. Л, Житенев В. П., Горобец И. П., Армашов А. П., Фурса П. В., Аулов В. С., Жигаловский П. В., Данилко С. Г., Лапин И. П., Шушпанов П. С., Кокарев А. И., Антонов Н. А. Гудков Ю. С., Багаев А. И., Корнев Г. Г., Чернов В. А., Аввакумов Н. А., Рутенко П.Ф., Лычагин И.А., Москалев А.И., Смирнов И.И., Мазуренко А.Е., Якубовский В.А., Соснин В. И., Заякин А.Н., Сарычев Г.В., Орлов А.С., Баланцев".
В этой же книге среди самых достойных называются имена монгохтинских противолодочников: Осипов Н. И., Лопасов В. Л., Лучинский Л. Н., Комаров Ю. Ф., Шманаев В. А., Левкин В. Л., Субботин А., Насонов Ю. П., Медведев В. А., Цветков И. Л., Чебатько С. М., Тютюев В. А., Гакштетер А. А., Семенов А. В., Ермаков А. М., Мачкасов А. В., Молчанов В. А., Глот А. И. и многие другие.
В одном ряду с опытнейшими называются имена молодых морских летчиков. Они уже тогда были рядом с настоящими мастерами военного дела. Многие из них сегодня настоящие асы, продолжают выполнять самые ответственные боевые задания и одновременно учат молодых командиров, занимая место "справа".
Молодое поколение авиаторов, влюбленное в небо, готово защищать Дальневосточные рубежи нашей Родины. Выпускники 2004 г. добросовестно переучились на новый для них тип самолета и мечтают стать достойной сменой старшему поколению. Это помощники командиров кораблей Бабаян Е.Б., Бабаян А.А., Благов С.В., Борисенко К.С., Власенко С.В., Демидов Д.А., Червяков М.С., Щербинин М.Н.
По итогам боевой подготовки за 2004 год лучшими специалистами эскадрильи признаны: май- ор Свирко А.В., майор Тишков О. А., майор Волков Е.В., майор Пав лов В.А., майор Царев Д.А., капитан Жданов А.В., капитан Баженов Р.Г.,капитан Казанцев А.Г., капитан Проценко Ю.Н., капитан Аристархов С.Г., капитан Шолохов К.А., капитан Ковалев Г.В., капитан Бескровный С.Н., ст. лейтенант Константинов В.В., ст. лейтенант Коршак А.Ю., ст. лейтенант Косолапое С.А., ст. лейтенант Якушев Д.В., ст. лейтенант Железняков А.В., лейтенант Ганжуров М.В., лейтенант Романович B.C., лейтенант Селезнев Е.И., лейтенант Кузь-мичев Д.А., ст. прапорщик Милочкин В.П., ст. прапорщик Иванов С.Н., ст. прапорщик Сергеев В.В., ст. прапорщик Кривцов Е.А., прапорщик Фефилов А.В.
В настоящее время 568 отдельный гвардейский смешанный авиационный полк Военно-Воздушных Сил и Противовоздушной обороны Тихоокеанского флота предназначен для обеспечения боевой устойчивос
ти РПЛСН;
|